На страницу Pipopolam'a
Песня авторская и не только
Каталог песен

Нотация аккомпанемента

ОСНОВЫ

Аккомпанемент песни записывается над соответствующими строками текста (кроме вступлений, длинных проигрышей и заключений, которые, как правило, пишутся отдельными строками). Иногда, для облегчения расшифровки, гитарные проигрыши разбиваются на такты вертикальными чертами (символами | ). Нотные (и аккордовые) строки, записанные без промежутков одна под другой, звучат параллельно, т.е. запись

      e  f#
      h  d
      Em      

означает, что поверх аккорда Em последовательно играются интервалы ми+си и фа-диез+ре.

ОБОЗНАЧЕНИЯ НОТ

Ноты обозначаются латинскими буквами:

c   — до
d   — ре
e   — ми
f   — фа
g   — соль
a   — ля
b   — си-бемоль
h   — си

Знак # после буквы обозначает диез, знак ь — бемоль. Строчными буквами обозначаются отдельные ноты, заглавными - тоники аккордов.

Арабская цифра перед нотой обозначает струну, на которой следует брать ноту. Например 2c — нота до, исполняемая на 2-й струне. Если цифры перед нотой нет, то нота берется на той же струне, что и предыдущая нота в той же строке. Например

1e f# 2h d

означает, что ноты ми и фа диез берутся на первой струне, а си и ре — на второй.

1e e 2c c c c 3a a a a 5a 6e

— перебор по первым трем струнам с басом по очереди на пятой и шестой струнах.

Если цифра перед нотой отсутствует и предыдущей ноты в строке нет, то струна, на которой брать ноту, выбирается по усмотрению играющего.

ОБОЗНАЧЕНИЯ АККОРДОВ

Тоника аккорда обозначается заглавной латинской буквой (по той же нотации, что и отдельные ноты). Так же, как и для отдельных нот, после буквы могут идти обозначения # (диез) или ь (бемоль). Буква m после наименования тоники обозначает, что в основе аккорда лежит трезвучие с малой терцией (т.е. минорное или уменьшенное), буквы sus указывают на аккорд с увеличенной терцией, буквы dim обозначают, что основа — уменьшенный септакорд. Отсутствие обозначений m, dim или sus означает, что в основе аккорда лежит трезвучие с большой терцией (т.е. мажорное или увеличенное). Знак 5+ означает, что в аккорде используется увеличенная квинта (8 полутонов), вместо чистой. "5-", соответственно, обозначает, что используется уменьшенная квитна (6 полутонов).

Остальные цифровые обозначения указывают, какие ступени добавлены к аккорду:

6-  — малая секста (=увеличенная квинта, 8 полутонов).
6   — большая секста (9 полутонов)
7   — малая септима (10 полутонов)
7+ — большая септима (11 полутонов)
9-  — малая нона (13 полутонов)
9   — большая нона (14 полутонов)
9+ — увеличенная нона (=малая децима, 15 полутонов)
11 — чистая ундецима (17 полутонов)
13 — большая тердецима (21 полутон)

Если к аккорду добавлено несколько ступеней, то они разделяются косой чертой. Например Cm7/9 обозначает аккорд до минор, с добавленными к нему малой септимой и ноной.

Важно: числа 9, 11, 13 не обозначают соответственно нонаккорд, ундецимаккорд и тердецимаккорд. Они обозначают только соотвествующие ступени. Таким образом, C9 — не нонаккорд от ноты до (который следует обозначать С7/9), а аккорд до мажор с добавленной к нему ноной (т.е. септима в этом аккорде отстутствует). Цифра 6 обозначает не секстаккорд (т.е. обращение трезвучия), а трезвучие с добавленной секстой.

В конце, за косой чертой, может быть указана басовая нота аккорда (если она отличается от тоники). В частности, таким образом обозначаются обращения аккордов. Обозначение басовых нот такое же, как и отдельных нот, например Am/6f# обозначает аккорд ля минор с басом фа-диез на шестой струне, Dm/5a — ре минор с басом ля на пятой струне (второе обращение трезвучия, квартсекстаккорд).

После аккорда римскими цифрами в скобках может быть указан лад, на котором берется данный аккорд (т.е. тот лад, на котором стоит указательный палец). Например Am6(IV) обозначает аккорд ля минор с добавленной секстой, берущийся на 4-м ладу.

Обозначение "*" (звездочка) после аккорда служит для различия аккордов, не имеющих других отличий в буквенно-цифровой нотации. Например, если в произведении присутствуют два аккорда A7, оба берутся на втором ладу, но один — с малым барре, а второй — с открытими первой и третьей струной, то один из них будет обозначаться A7, а другой — A7* .

ДРУГИЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

–> в нотной или аккордовой строке обозначет глиссандо между нотами или аккордами. Примеры:

4f–>g   — на четвертой струне берется фа, потом от него идет глиссандо до ноты соль.

1f–>a
2d–>f
— на первой и второй струнах берется интервал фа-ре, от него идет глиссандо до интервала ля-фа.

Edim -> Gdim   — берется Edim, глиссируется до Gdim.

Обозначения типа ->Em справа от текста указывают на повышение тональности (модуляцию). Em, в данном случае, есть не обозначение аккорда, а указание новой тональности (ми минор). Аналогично Dm<– обозначает понижение тональности до ре минор.

Знак "" между нотами, как правило, обозначает легато.

Hosted by uCoz