Нотация аккомпанемента
ОСНОВЫ
Аккомпанемент песни записывается над соответствующими строками текста (кроме вступлений, длинных проигрышей и заключений, которые, как правило,
пишутся отдельными строками). Иногда, для облегчения расшифровки, гитарные проигрыши разбиваются на такты вертикальными чертами (символами | ).
Нотные (и аккордовые) строки, записанные без промежутков одна под другой, звучат параллельно, т.е. запись
e f#
h d
Em
означает, что поверх аккорда Em последовательно играются интервалы ми+си и фа-диез+ре.
ОБОЗНАЧЕНИЯ НОТ
Ноты обозначаются латинскими буквами:
|
c   — до
d   — ре
e   — ми
f   — фа
g   — соль
a   — ля
b   — си-бемоль
h   — си
|
Знак # после буквы обозначает диез, знак ь — бемоль.
Строчными буквами обозначаются отдельные ноты, заглавными - тоники аккордов.
Арабская цифра перед нотой обозначает струну, на которой следует брать ноту. Например 2c — нота до, исполняемая на 2-й струне.
Если цифры перед нотой нет, то нота берется на той же струне, что
и предыдущая нота в той же строке. Например
1e f#
2h d
означает, что ноты ми и фа диез берутся на первой струне, а си и ре — на второй.
1e e
2c c c c
3a a a a
5a 6e
— перебор по первым трем струнам с басом по очереди на пятой и шестой струнах.
Если цифра перед нотой отсутствует и предыдущей ноты в строке нет, то струна, на которой брать ноту, выбирается по усмотрению играющего.
ОБОЗНАЧЕНИЯ АККОРДОВ
Тоника аккорда обозначается заглавной латинской буквой (по той же нотации, что и отдельные ноты).
Так же, как и для отдельных нот, после буквы могут идти обозначения # (диез)
или ь (бемоль).
Буква m после наименования тоники обозначает, что в основе аккорда лежит
трезвучие с малой терцией (т.е. минорное или уменьшенное), буквы sus указывают на аккорд с увеличенной терцией,
буквы dim обозначают, что основа — уменьшенный септакорд. Отсутствие обозначений
m, dim или sus
означает, что в основе аккорда лежит трезвучие с большой терцией (т.е. мажорное или увеличенное).
Знак 5+ означает, что в аккорде используется увеличенная квинта (8 полутонов), вместо чистой.
"5-", соответственно, обозначает, что используется уменьшенная квитна (6 полутонов).
Остальные цифровые обозначения указывают, какие ступени добавлены к аккорду:
|
6- — малая секста (=увеличенная квинта, 8 полутонов).
6 — большая секста (9 полутонов)
7 — малая септима (10 полутонов)
7+ — большая септима (11 полутонов)
9- — малая нона (13 полутонов)
9 — большая нона (14 полутонов)
9+ — увеличенная нона (=малая децима, 15 полутонов)
11 — чистая ундецима (17 полутонов)
13 — большая тердецима (21 полутон)
|
Если к аккорду добавлено несколько ступеней, то они разделяются косой чертой.
Например Cm7/9 обозначает аккорд до минор, с добавленными к нему малой септимой и ноной.
Важно: числа 9, 11, 13 не обозначают соответственно нонаккорд, ундецимаккорд и тердецимаккорд.
Они обозначают только соотвествующие ступени. Таким образом, C9 — не нонаккорд от ноты до (который следует обозначать С7/9), а аккорд до мажор с добавленной к нему ноной (т.е. септима в этом аккорде отстутствует).
Цифра 6 обозначает не секстаккорд (т.е. обращение трезвучия), а трезвучие с добавленной секстой.
В конце, за косой чертой, может быть указана басовая нота аккорда (если она отличается от тоники). В частности, таким образом обозначаются обращения аккордов.
Обозначение басовых нот такое же, как и отдельных нот, например Am/6f# обозначает аккорд ля минор с басом фа-диез на шестой струне,
Dm/5a — ре минор с басом ля на пятой струне (второе обращение трезвучия, квартсекстаккорд).
После аккорда римскими цифрами в скобках может быть указан лад, на котором берется данный аккорд
(т.е. тот лад, на котором стоит указательный палец). Например Am6(IV) обозначает аккорд ля минор с добавленной секстой, берущийся на 4-м ладу.
Обозначение "*" (звездочка) после аккорда служит для различия аккордов, не имеющих других отличий в буквенно-цифровой нотации.
Например, если в произведении присутствуют два аккорда A7, оба берутся на втором
ладу, но один — с малым барре, а второй — с открытими первой и третьей струной, то один из них будет
обозначаться A7, а другой — A7* .
ДРУГИЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
–> в нотной или аккордовой строке обозначет глиссандо между нотами или аккордами.
Примеры:
|
4f–>g — на четвертой струне берется фа, потом от него идет глиссандо до ноты соль.
1f–>a 2d–>f
|
— на первой и второй струнах берется интервал фа-ре, от него идет
глиссандо до интервала ля-фа.
|
Edim -> Gdim — берется Edim, глиссируется до Gdim.
|
Обозначения типа ->Em справа от текста указывают на повышение тональности
(модуляцию). Em, в данном случае, есть не обозначение аккорда, а указание
новой тональности (ми минор). Аналогично Dm<– обозначает понижение тональности до ре минор.
Знак "–" между нотами, как правило, обозначает легато.
|