На cтраницу Pipopolam'a |
|
|||||||||
к содержанию 10.5. БИБЛЕЙСКОЕ ОПИСАНИЕ СРЕДНЕВЕКОВЫХ КОЛЕС-ОРБИТ ПЛАНЕТ. Снова обратимся к средневековым картам. На них довольно часто изображены ОРБИТЫ ПЛАНЕТ В ВИДЕ КОНЦЕНТРИЧЕСКИХ КРУГОВ-КОЛЕС, ВЛОЖЕННЫХ ОДНО В ДРУГОЕ, С ЦЕНТРОМ В ЗЕМЛЕ. Они отражают первоначальные воззрения средневековых астрономов, помещавших Землю в центр вселенной. Это - докоперниковские изображения. Например, концентрические колеса-орбиты планет изображены в средневековой книге Стиби 1679 года [354]. См. рис.2.61. На колесах проставлены знаки планет и их названия.
Первое колесо, самое большое, - это небо эмпирейское. Второе колесо - неподвижные звезды. Третье колеса - небесного моря. Затем идут колеса Сатурна, Юпитера, Марса, Солнца, Венеры, Меркурия, Луны. Орбиты планет в виде вложенных друг в друга КОЛЕС показаны также в книге Оронтия Финея Дельфинского, 1553 года [260]. См. рис.2.62. Колеса-орбиты могут вращаться независимо друг от друга. КОЛЕСО В КОЛЕСЕ, т.е. несколько вложенных друг в друга орбит планет, можно увидеть в книге Сакробусто (или Сакробоско) 1516 года [341]. См. рис.2.63.
Важно подчеркнуть, что на всех этих рисунках ОБОДЬЯ КОЛЕС ПОКРЫТЫ ЗВЕЗДАМИ - "ГЛАЗАМИ". Что и естественно - орбиты расположены на небе, заполненном звездами. КОЛЕСА-ОРБИТЫ нарисованы и в другой книге Сакробусто (или Сакробоско) XVI века [342]. Причем здесь на ободьях вложенных друг в друга колец-орбит нанесены созвездия Зодиака, НАПОЛНЕННЫЕ ЗВЕЗДАМИ. См. рис.2.64. КОЛЕСА-ОРБИТЫ С ОБОДЬЯМИ, ПОКРЫТЫМИ ЗВЕЗДАМИ, изображены в книге Корбиниануса 1731 года [251]. См. рис.2.65. Здесь колеса-орбиты катятся по зодиакальному поясу. Вообще, средневековая наука разработала чрезвычайно сложную систему сочленений КОЛЕС-ОРБИТ для объяснения движений планет. Эта наука была убита лишь Коперником, когда он поместил в центр системы Солнце вместо Земли. А до Коперника эта изощренна гео-центрическая система процветала.
Вернемся к библейскому пророчеству "Иезекиила". Библи говорит: "И вот, на земле ПОДЛЕ ЭТИХ ЖИВОТНЫХ (живых существ - планет? - А.Ф.) ПО ОДНОМУ КОЛЕСУ перед четырьмя лицами их. Вид этих колес и устроение их - как вид топаза, И ПОДОБИЕ У ВСЕХ ЧЕТЫРЕХ - ОДНО (то есть устроены они одинаково - А.Ф.); а по виду их и по устроению их казалось, будто КОЛЕСО НАХОДИЛОСЬ В КОЛЕСЕ... А ОБОДЬЯ ИХ - ВЫСОКИ (над землей - А.Ф.) и страшны были они; ОБОДЬЯХ ИХ У ВСЕХ ЧЕТЫРЕХ ВОКРУГ ПОЛНЫ БЫЛИ ГЛАЗ (звезды! - А.Ф.). И КОГДА ШЛИ ЖИВОТНЫЕ (живые существа - А.Ф.), ШЛИ И КОЛЕСА ПОДЛЕ НИХ; А КОГДА ЖИВОТНЫЕ ПОДНИМАЛИСЬ ОТ ЗЕМЛИ, ТОГДА ПОДНИМАЛИСЬ И КОЛЕСА (вращение орбитального колеса планеты - А.Ф.). Куда дух хотел идти, туда шли и они... И КОЛЕСА ПОДНИМАЛИСЬ НАРАВНЕ С НИМИ, ИБО ДУХ ЖИВОТНЫХ БЫЛ В КОЛЕСАХ. КОГДА ШЛИ ТЕ, ШЛИ И ОНИ; КОГДА ТЕ СТОЯЛИ, СТОЯЛИ И ОНИ; И КОГДА ТЕ ПОДНИМАЛИСЬ ОТ ЗЕМЛИ, ТОГДА НАРАВНЕ С НИМИ ПОДНИМАЛИСЬ И КОЛЕСА" (Иез. 1:15-21).Библейский автор-наблюдатель совершенно откровенно описывает планеты и их движение по орбитам-колесам в их суточном движении по небосклону. Описание это настолько ясное, что отождествление "животных" с планетами представляется очень естественным. Между прочим, некоторые позднесредневековые художники, иллюстрировавшие Библию и уже не понимавшие подлинного астрономического смысла "глаз, покрывавших тела животных и колеса", так буквально и рисовали множество глаз, густо заполняющих тело животного. Довольно неприятное зрелище. Лишний раз показывающее, к каким искажениям приводит непонимание поздними комментаторами смысла древнего текста. |