На cтраницу Pipopolam'a
Вопросы исторической хронологии
А.Т.Фоменко. Методы статистического анализа исторических текстов. Приложения к хронологии.
к содержанию

12. ЗАГАДОЧНАЯ ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ КАК СЛЕДСТВИЕ СКАЛИГЕРОВСКОЙ ХРОНОЛОГИИ

В скалигеровской хронологии ярко выражен "эффект возрождения", якобы "повторения древности".

Древний Платон считается основатель "платонизма". Затем его учение умирает, чтобы возродиться через несколько сотен лет в другом знаменитом "неоплатонике" Плотине (205-270 годы н.э.). Имя которого "случайно" оказалось практически тождественным с именем его духовного учителя Платона. Затем и неоплатонизм умирает, чтобы еще через несколько сотен лет, но на этот раз уже в XV веке н.э., снова возродиться с прежней силой в другом знаменитом "платонике" - Плетоне. Имя которого опять-таки "случайно" практически тождественно с именем древнего учителя Платона. Считается, что средневековый Гемист Плетон "возродил" древний платонизм и был яростным пропагандистом "античного" Платона. Первое появление из небытия рукописей "древнего" Платона происходит именно в XV веке н.э. [60], с.143-147. То есть, как раз в разгар деятельности Гемиста Плетона.

Плетон организовывает во Флоренции "плетоновскую Академию" - точный аналог "древней" платоновской Академии [60]. А.А.Васильев писал: "Его (Плетона - А.Ф.) пребывание во Флоренции... один из важнейших моментов в истории пересаждения древнегреческой науки в Италию, и особенно появления платоновской философии на Западе" [161], том 3, ч.2.

Плетон - автор знаменитой утопии (и "античный" Платон и "средневековый" Плетон пишут "утопии") "Трактат о законах", к сожалению, не дошедшей до нас в полном виде. Но зато до нас дошел полный текст трактата о "Законах" древнего Платона. Как и "древний" Платон, средневековый Плетон XV века выдвигает идею идеального государства. Причем его программа чрезвычайно близка к программе "древнего" Платона. "Подражая" им обоим, Плотин (якобы 205-270 годы н.э.) также надеется, что император поможет ему основать в Кампании (и снова в Италии) город Платонополь, в котором он введет аристократическо-общинные учреждения "по Платону" [27], т.4, с.394-397.

В скалигеровской истории раздваиваются и некоторые крупные деятели церкви. Например, Евсевий в "Церковной истории" [68] много говорит о епископе Викторе, игравшем центральную роль в так называемом пасхальном споре, то есть о правилах установления Пасхи [68], с.306. И действительно, в истории зафиксирован известный "спор о Пасхе", в котором центральную роль играл Виктор. Существует даже специальный термин: пасхальный цикл Виктора [20], табл.17. Однако этот спор и деятельность Виктора относятся якобы к 463 году н.э. В то время как пишущий об этом споре Евсевий жил якобы в конце III - начале IV века н.э. Получается, что здесь скалигеровская хронология "перевернута".

Более того, Евсевий в [68] сообщает также об известном Дионисии, который установил правила празднования Пасхи, связав ее с весенним равноденствием, и тем самым со "страданиями Спасителя". Кончину Дионисия Евсевий относит на 12-й год Галлиена. То есть, согласно скалигеровской хронологии, якобы на 265 год н.э. Но замечательно, что якобы в VI веке н.э. снова действует тоже известный Дионисий (Дионисий Малый), очень много занимавшийся пасхальной проблемой и установивший якобы впервые дату рождения Иисуса Христа. При этом он дал правила вычислени Пасхи на много лет вперед и связал ее с весенним равноденствием [20], табл.18. Странно, что оба Дионисия, оба знаменитые, оба занимаютс пасхальной проблемой, оба изучают связь этой задачи с весенним равноденствием, оба следуют в своей деятельности за Виктором, уже раздвоившимся ранее. Но при этом они якобы разделены во времени примерно тремя столетиями. Так считает скалигеровская хронология.

Странные раздвоения имеются и в скалигеровской хронологии знаменитого римского права [2]. Ф.Шупферт пишет: "Серия великих римских юристов заканчивается Эреннием Модестином, умершим в 244 году после Р.Х. Юридическая наука ВПАЛА В ЛЕТАРГИЧЕСКИЙ СОН, И ДЕВЯТЬСОТ ЛЕТ СПУСТЯ (! - А.Ф.), благодаря Ирнерию (двойнику Эренния не только по имени, но и по деятельности - А.Ф.)... ОНА ВДРУГ ВОСКРЕСЛА во всей своей первоначальной... красоте в Болонье" [210], с.187. Основатель школы Ирнерий (Эренний?) около 1088 года н.э. стал читать римское право, "возродившееся" после якобы девятисот лет забвения. При этом он якобы "собрал" древние Юстиниановские кодексы.

В скалигеровской истории есть два знаменитых Гомера. Это - "древний" поэт Гомер и средневековый поэт Ангильберт-ГОМЕР при дворе Карла Великого, якобы IX века н.э. "Его академические имя "ГОМЕР" было дано ему, вероятно, - гадает Г.Вебер, - за поэтические произведения... Из стихотворений Ангильберта дошли до нас лишь немногие" [27], т.5, с.391. Этот СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ГОМЕР был "важнейшим членом ученого круга при ахенском дворе Карла" [27], т.5, с.391.

Отметим кстати, что привычное нам словосочетание КАРЛ ВЕЛИКИЙ отнюдь не является собственным именем в современном смысле. Скорее всего, оно означало просто "Король Великий". Вопрос же о том - кого именно так называли, нуждается в специальном исследовании. Об этом мы поговорим ниже. На рис.d4 мы приводим портрет Карла Великого, выполненный в XVI веке средневековым художником Альбрехтом Дюрером.

Сегодня считается, что "древнеримский" счет по идам и календам закончился еще в VI-VII века н.э. Тем не менее, оказывается, что средневековые хронисты XIV века н.э., не зная об этом, считают именно по идам и календам [53], с.415.

Число таких странных "дубликатов" в скалигеровской истории весьма велико. Приведенные выше "раздвоения" отнюдь не должны рассматриваться как доказательства какого бы то ни было утверждения. Таких отдельных изолированных совпадений можно набрать довольно много. Однако, как вскоре мы увидим, приведенные параллели и дубликаты не единичны, а укладываются в некоторую общую схему хронологических сдвигов, в которой подобные "параллели-дубликаты" идут друг за другом на протяжении СОТЕН ЛЕТ.

Одним из основных моментов, порождающих по крайней мере два варианта датировки документов, - "древнюю" датировку и средневековую, - является наличие Эпохи Возрождения, когда якобы "вновь возродились" все "античные", считаемые теперь древними, направления науки, философии, культуры, живописи и т.д. Считается, что "древняя, блистающая латынь" деградировала в начале средних веков до грубого, неуклюжего языка, который только в Возрождение снова начал приобретать и приобрел свой прежний блеск. Это "возрождение" латыни (как, впрочем, и древнегреческого языка) начинается не ранее VIII-IX веков н.э. [92], с.23.

Оказывается, знаменитые средневековые труверы начинают с X-XI веках разрабатывать сюжеты, которые историки называют сейчас "маскарадом классических воспоминаний" [92], с.83. В XI веке появилась "история Уллиса" (Одиссея), в которой уже якобы известный гомеровский сюжет изложен в "средневековом освещении" - рыцари, дамы, поединки и т.п. Но с другой стороны, здесь присутствуют все элементы, которые затем будут считаться костяком "античного" сюжета [92], с.83-84.

"Начиная с конца XII и начала XIII вв. труверы говорили с некоторой гордостью: эта история (Троянской войны - А.Ф.) не избитая; никто еще не слагал и не писал ее... Труверы... прежде всего занялись Троянской войной; для них это был почти национальный сюжет" [92], с.85-86. Дело в том, что франки считали себя выходцами из Трои (!), а автор якобы VII века н.э. Фредегарий Схоластик указывает на царя Приама как на деятел предыдущего поколения [92], с.85-86.

Более того: "С троянской же войною сливали в одно целое поход аргонавтов ... когда крестоносцы-завоеватели (по-видимому, средневековые оригиналы "античных" аргонавтов - А.Ф.) устремлялись в отдаленные страны Азии" [92], с.85-86. В средневековых текстах "античный" Александр Македонский "говорит комплименты Франции" [92], с.85 - 86.

Некоторые тексты средних веков, говоря об "античной" Троянской войне, называют Париса - Парижем. То есть, Парижским? [3], с.234, комментарий 76. Например, говорится следующее: Елену "именем Алексендрь ПАРИЖЬ (син. Александар ПАРИЖ) на вере вьзьмь" [3], с.234, комментарий 76. В этих же средневековых текстах имеется интересное тождество ПАРИЖ = ФАРИЖ. Дело в том, что звуки П и Ф постоянно переходили друг в друга.

В скалигеровской хронологии считается, что так называемые апокалиптические народы ГОГ и МАГОГ, упомянутые в библейском Апокалипсисе, давным давно бесследно исчезли с исторической арены, в начале средних веков. Но вот мы читаем современный комментарий к средневековому тексту "Александрия" [3]: "В названиях ГОТТИ и МАГОТТИ, очевидно, соединились представления об апокалипсических народах ГОГ и МАГОГ (Откровение Иоанна, XX, 7) С ХОРОШО ИЗВЕСТНЫМИ В СРЕДНИЕ ВЕКА ГОТАМИ И МОНГОЛАМИ" [3], с.248, комментарий 165.

Под давлением скалигеровской хронологии и всех этих странностей историки вынуждены считать, будто в средние века "почти утерялось представление о хронологической последовательности: при похоронах Александра Македонского присутствуют монахи с крестами и кадильницами; Катилина слушает обедню... Орфей является современником Энея, Сарданапал - царем Греции, Юлиан Отступник - папским капелланом. Все в этом мире, - удивляются современные историки, - принимает ФАНТАСТИЧЕСКУЮ ОКРАСКУ. Мирно уживаются самые грубые анахронизмы и САМЫЕ СТРАННЫЕ ВЫМЫСЛЫ" [210], с.237-238. Все эти и тысячи других фактов сегодн отбрасываются как "заведомо нелепые" лишь на том основании, что они противоречат принятой сегодня скалигеровской хронологии.

Самая древняя биография "античного" Аристотеля датируетс 1300 годом н.э. Причем, рукопись эта "все более и более разрушается, и отдельные места, которые удавалось прочесть в XIX в., теперь читаются с большим трудом" [80], с.29. А ведь согласно скалигеровской хронологии многие рукописи, якобы более чем тысячелетней давности, - например кодексы Библии, - сохраняют гибкость пергамента и прекрасно сохранились. Скорее всего, отмеченная историками скорость разрушения рукописи XIV века, - типична для старых текстов.

Считается далее, что "лучшие, дошедшие до нас греческие кодексы сочинений Аристотеля относятся к X-XII вв." [80], с.206. В "античности" велся известный спор между платонизмом и аристотелизмом. И вот, в XV веке н.э., "как в древности", вспыхивает аналогичный спор между Г.Плетоном, платонистом, и Г.Схоларием, артистотелистом [80]. Мы вновь наталкиваемся на странный дубликат: "античность" - средневековье.

Историей того, когда и как в Европе познакомились с трудами Аристотеля, ВПЕРВЫЕ начали заниматься только в XIX веке [80]. Пишут так: "Философия Аристотеля ПРЕБЫВАЛА В ЗАСТОЕ И МОЛЧАНИИ... лишь... по прошествии 1230 лет от Рождества Христова... прославилась у латинян философия Аристотеля". Цит. по [80], с.230. В связи с этим отметим мнение современных историков, что "у средневековых писателей было в обычае ссылаться на источники, которых они зачастую и не видели" [90], с.117.

В средние века "спор реалистов с номиналистами... скрывал под своею несколько варварскою формою ВОЗРОЖДЕНИЕ двух бессмертных школ - идеализма и эмпиризма. Номинализм и реализм... равнялись ВТОРИЧНОМУ ПОЯВЛЕНИЮ на свет учений Аристотеля и Платона в XII веке" [92], с.167-168. При этом считается, что в XII веке н.э. оригиналы сочинений Платона и Аристотеля еще не были известны в Европе [92]. Еще не написаны?

Вот еще один дубликат: "античность" - средневековье. В XII-XIII веках в Париже "три из четырех главных философских систем древности оказались имеющими себе представителей в средневековой науке" [92], с.175. "Столкновение между реализмом... и номинализмом... породило, наконец, скептицизм... Осталось возродиться еще одной системе, которая в Греции возникла также позже остальных и представлялась неизбежною и теперь... а именно мистицизму" [92], с.175. И в самом деле, вскоре мистицизм был "возрожден" Бонавентурой [92].

Итак, эволюция средневековой философии даже в мелких хронологических деталях воспроизводят свою "античную модель". Соберем эту информацию в таблицу.

Средние века

Античность

1. Реализм

1. Идеализм

2. Номинализм

2. Эмпиризм

3. Плетон – "восстановитель" платонизма

3. Платон – установитель платонизма

4. Г.Схоларий – "восстановитель" аристотелизма

4. Аристотель – установитель аристотелизма

5. Борьба между первым и вторым течениями

5. Борьба между первым и вторым течениями

6. Борьба между Плетоном и Схоларием

6. Борьба между платонистами и аристотелистами

7. Появление скептицизма

7. Появление скептицизма

8. После первых трех течений появляетс мистицизм

8. После первых трех течений появляетс мистицизм

9. Итого: четыре основных средневековых течения

9. Итого: четыре основных "античных" течения

Задолго до обнаружения якобы "древней" рукописи истории Золотого Осла "тема осла" разрабатывалась весьма подробно в творчестве средневековых труверов [92]. Причем, "АНТИЧНАЯ история Осла", всплывшая на поверхность только в Возрождение, является естественным ЗАВЕРШЕНИЕМ всего этого СРЕДНЕВЕКОВОГО цикла. Имеет место следующий общий факт. В средние века, задолго до обнаружения "древних, античных оригиналов", возникли и разрабатывались по восходящей линии все якобы "древние сюжеты". Причем, появившиеся затем в Эпоху Возрождения якобы "древние оригиналы" хронологически и эволюционно следуют за своими средневековыми предшественниками [92], с.142-143.

Задолго до обнаружения "древних" басен Эзопа аналогичные сюжеты разрабатывались в средние века, якобы в XI-XII веках н.э. [92].

Стоит отметить следующий общий факт. В средние века, задолго до обнаружения "древних оригиналов", возникли и разрабатывались по восходящей линии все "античные" сюжеты. Причем, появившиеся затем в Эпоху Возрождения якобы "древние оригиналы" хронологически и эволюционно следуют за своими средневековыми предшественниками [92].

Важно, что люди в древности имели не имена, в современном смысле, а ПРОЗВИЩА с осмысленным переводом на том языке, на котором они первоначально произносились. Прозвища характеризовали качества человека; чем больше было замечательных черт, тем больше он имел прозвищ. По этому поводу Б.Л.Смирнов писал: "Редко встречается ничего не значащее имя" [130], том 6, с.526, комментарии 126, 31. См. также работы Д.Фрезера [213]-[216]. Например, разные летописцы давали императору те прозвища, под которыми он был известен в данной местности.

Фараоны имели одни имена до коронации и другие - после нее. Так как они короновались несколько раз, коронами разных областей, то число их "имен" быстро возрастало. Эти имена-прозвища обычно переводятс как: "сильный", "светлый" и т.п.

Отец римского консула якобы 169 года до н.э. имел 13 имен, а его сын - 38 имен [207], с.101. Талмудисты приводят 94 имени библейского бога [141], том 6, с.978.

То же самое происходило и в русской истории. "Царь Иван III имел имя Тимофей; царь Василий III был Гавриил ... царевич Дмитрий (убитый в Угличе) - не Дмитрий, а Уар; одно имя царское, другое - церковное" [154], с.22.

Сегодня сложилось представление, будто в средние века были распространены имена, отличающиеся от "античных". Но анализ текстов показывает, что "античные" имена постоянно употреблялись в средние века. Например, Нил Синайский, умерший якобы в 450 году н.э., пишет письма своим современникам, средневековым монахам, носившим явно "античные" имена: Аполлодор, Амфиктион, Аттик, Анаксагор, Демосфен, Асклепиод, Аристокл, Аристарх, Алкивиад, Аполлос и т.д. [197]. Очень большое число имен, считаемых сегодня "исключительно античными" было распространено в Византии XII-XIV веков н.э. [416]. Вот имена, используемые средневековым Георгием Франдзой [264] в своей "Истории" (1258-1476 годы н.э.): Антиох, Арго, Аморий, Гермециан, Деметрий, Дионисий, Диоскор, Епидавр, Каллиоп, Клеопа, Критопул, Лаконик, Макробий, Минос и т.д.

Рукописная книга надолго пережила начало книгопечатания. Рукописные книги широко изготовлялись на протяжении всех XV-XVIII веков. Это обстоятельство зафиксировано по всей Европе [181], с.13,25. На Балканах еще в XIX веке "рукописная книга успешно конкурировала с книгопечатанием" [181], с.26. За немногими исключениями, почти вс ирландская литература VII-XVII веков н.э. "существует только в рукописном виде". Цит. по [181], с.28. До 1500 года н.э. 77 процентов всех отпечатанных книг были якобы латинскими. Вероятно, латинский шрифт было легко изготовить. Шрифты других языков вводились в печатную практику крайне медленно. Весьма сложной была технология изготовления надстрочных знаков, обозначающих ударения, огласовки и т.п. Поэтому еще сотни (!) лет после начала книгопечатания "переписчики греческих, арабских и еврейских рукописей оставались вне конкуренции" [181], с.57.

Возможно, что многие рукописи, - например, греческие, арабские, еврейские, - считаемые сегодня "очень древними", были изготовлены уже в эпоху книгопечатания. Не исключено, что таковы многие "античные" классические тексты, библейские кодексы Тишендорфа и др.

Оказывается, что особенно много было рукописных книг книгопечатной эпохи в Греции! То есть, в стране, считаемой сегодня "очень античной", давшей миру много "древних рукописей". Историки сообщают: "Из-за отсутствия типографий в Греции КНИГУ ПЕРЕПИСЫВАЛИ ОТ РУКИ" [181], с.106. Сколько из таких рукописных книг было объявлено потом "античными"?

Вот данные, показывающие отсутствие надежного научного фундамента под самой идеей так называемой палеографической датировки, то есть датировки "по стилю почерка". Оказывается, "роскошные греческие кодексы с текстами античных авторов создаются по заказу гуманистов и коллекционеров-меценатов" [181], с.109. Повторим вопрос: сколько таких кодексов было потом объявлено "древними"? Между прочим, можно предложить метод обнаружения таких поздних рукописей книгопечатной эпохи. Нужно сличить ошибки в их тексте с опечатками печатных изданий. Дело в том, что при копировании, переписывании печатных книг от руки, переписчики скорее всего копировали и большинство опечаток.

Основы скалигеровской хронологии были установлены путем анализа письменных источников. Повторный анализ этих датировок, не стесненный априорными гипотезами о древности этих документов, обнаруживает серьезные противоречия. Типичный пример: датировка звездного каталога Альмагеста Птолемея.

назад      дальше

Hosted by uCoz