На cтраницу Pipopolam'a
Вопросы исторической хронологии
А.Т.Фоменко. Методы статистического анализа исторических текстов. Приложения к хронологии.
к содержанию

10.8. БИБЛЕЙСКОЕ ОПИСАНИЕ СРЕДНЕВЕКОВОЙ СИСТЕМЫ МИРА В ВИДЕ НЕБЕСНОГО ХРАМА.

Нельзя не упомянуть еще об одном замечательном астрономическом фрагменте в "Иезекииле". В морозовском переводе он звучит так: "Там был облик Мужа, как бы с обликом Змея. В руке у него ЗЕМЛЕМЕРНАЯ ЦЕПЬ и ТРОСТЬ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ. И стоял он у ворот" (Иез. 40:3).

И далее на протяжении целой страницы описываютс различные измерения и числовые соотношения в НЕБЕСНОМ ХРАМЕ. Измерени проводит некий Муж-измеритель. Что же это за Муж и что это за храм, так подробно описываемый Библией - с расположением комнат, различных помещений, входов и выходов, столбов, их размеров и т.п.? Ответ удивительно прост. Достаточно снова обратиться к средневековым астрономическим картам.


Рис. 2.67: Средневековое изображение созвездия Змеедержца, держащего в руках небесный экватор. На экваторе отмечены градусные деления, что делает его очень похожим на "измерительную веревку". Взято из книги: Corbinianus, "Firmamentum Firmianum", 1731 год, [251]. Книгохранилище Пулковской обсерватории. См. Также [140], с.105, фиг.57.

Например, в книге Корбиниануса 1731 года [251] изображен Муж-Змеедержец (созвездие), держащий в руках небесный экватор В ВИДЕ ЦЕПИ, ВЕРЕВКИ, БЕЧЕВЫ. См. рис.2.67. Сходство экватора с измерительной веревкой или цепью очевидно объясняется тем, что на экваторе наносили градусные деления. В таком виде небесный экватор изображается на подавляющем большинстве старинных карт. На этом же рисунке видна и вертикальная ТРОСТЬ - меридиан нижнего солнцестояния. Причем, Змеедержец держит этот меридиан-трость вертикально в своей руке. Таким образом, на звездных картах такого рода он изображен именно как ИЗМЕРИТЕЛЬ! И мы видим, что эта средневековая картина созвездий довольно точно описана в ветхозаветной библейской книге.

НЕБЕСНЫЙ ХРАМ в виде чертога, - как он и описан в библейском пророчестве, - ИЗОБРАЖЕН НА ДЕСЯТКАХ ПОЗДНЕ-СРЕДНЕВЕКОВЫХ КАРТ как хорошо известный астрономический объект. Храм-чертог на небе показан, например, в книге П.Апиани [234]. См. рис.2.68. Аналогичные небесные дворцы см. в книге Бахараха 1545 года [418] - на так называемом Египетском Зодиаке. См. также [140], с.81-82, фиг.39-50,51. Небесный чертог попросту изображает представления средневековых астрономов об устройстве вселенной. Изображены планеты, их орбиты, Зодиак, созвездия, их движение и т.д. Это - средневековая до-коперниковская система мира.



Рис. 2.68.: Средневековая модель небесного храма. Изображение небесных механизмов, столбов, карнизов и т.п. Взято из книги: "Petri Apiani Cosmographia", 1540 года, или из книги: Apianus P. "Cosmographicus Liber Petri Aiani mathematici studiose collectus". - Landshutae, impensis P.Apiani, 1523 год [234]. Книгохранилище Пулковской обсерватории. См. также [140], с.129, фиг.71.

Рис. 2.69.: Изображение небесного храма из книги: Sacro Bosco J.de. "Opusculu de Sphaera... clarissimi philosophi Ioannis de Sacro busto". - Viennae Pannoniae, 1518 год, [342]. Книгохранилище Пулковской обсерватории. См. также [140], с.111, фиг.61.

План небесного храма в виде здания, в центре которого вращаются колеса-орбиты планет, зодиакальное кольцо, имеется в книге Сакробусто (или Сакробоско) XVI века [342]. См. рис.2.69. Еще одно аналогичное изображение из другой книги Сакробусто [340] представлено на рис.2.70. Это - изображение средневековой системы мира. Ангелы движутс внутри чертога, вращают карнизы, сваи и тяжелый зодиакальный пояс, вдоль которого скользят колеса-орбиты планет.


Рис. 2.70: Средневековые представления об устройстве вселенной,то есть небесного храма. Ангелы вращают оси, колеса, зодиакальный пояс. Взято из книги: Sacro Bosco J.de. "Opusculum Johannis de Sacro busto spericum, cu figuris optimus ei novis textu in se, sive ambiguitate declarantibus". - Leipzig, 1494 год, [340]. Книгохранилище Пулковской обсерватории. См. Также [140], с.118, фиг.64.

Нам могут сказать, что средневековые астрономы лишь изображали на своих картах "очень древние" библейские образы, пришедшие к ним со страниц Библии из "глубины тысячелетий". По нашему мнению, така интерпретация чрезвычайно сомнительна. Скорее всего, первичными были именно астрономические объекты, а не их литературные описания. Например, в Ветхом завете. Все перечисленные выше астрономические образы - это отнюдь не "иллюстрации к Библии". Они наполнены вполне конкретным научным смыслом: орбиты-колеса, экватор, меридианы, звездные часы и т.д. Эти поняти были введены средневековыми астрономами в сугубо практических и научных целях, весьма далеких от литературных. И лишь ПОТОМ писатели, разглядыва эти звездные карты, начали творить свои поэтические образы. Не поэты создали средневековую теорию вселенной - небесный храм с его колесами-орбитами. Это сделали профессиональные ученые-астрономы. Итак, первыми здесь шли ученые, а вслед за ними - поэты.

Вывод достаточно ясен. Все перечисленные астрономические фрагменты из библейской книги "Иезекиил" - это проявления средневековой, или даже позднесредневековой научной культуры. И позднесредневековые астрономические карты, и библейские тексты были созданы по-видимому в XI-XVI веках н.э. в рамках одной и той же идеологии. И только придуманна позже скалигеровская хронология упорно пытается разделить их временно'й пропастью в полторы-две тысячи лет.

назад      дальше

Hosted by uCoz